1 заметка с тегом

улицы РСС

В Амстердаме всё спокойно

10 января 2014, 17:10

Несмотря на большое количество злачных мест в центре Амстердама, ходить по его улицам невероятно безопасно и спокойно. Тому, думаю, множество причин, но я заметил одну из возможных — планировка его улиц и особенности быта.

В Амсетрдаме нет как такового старого города, как, например, в Стокгольме или Таллине. Всю территорию города можно условно разделить на две зоны.

Первая, в пределах набережной Нассау. По ощущениям, как Садовое кольцо Москвы, но по масштабу — Бульварное кольцо, диаметром примерно в 3 километра. Вторая, в пределах Амстердамского кольца. Это как МКАД, только размером с ТРК и диаметром в 10 км. Москвичам: представьте, что вы гуляете по Москве в пределах бульварного кольца и ради интереса доходите и пересекаете ТРК — это то, что делал я за несколько дней пребывания в Амстере.

Ещё есть главная улица города, называется Дамрак, плавно переходящая в Рокин. Плюс прилегающие площади. Весь трэш, как это ни странно, именно тут. Тут толпы туристов и так же много кофешопов. Но тут спокойно благодаря тому, что много людей и центр.

Далее начинаются улочки покосившихся домов с сувенирными лавками на первых этажах и квартирами на вторых. Всё настолько компактное, что отойдя на полметра, пропуская инвалидную коляску, можно оказаться в вафельничной или сырной. Тут тоже спокойно, потому что это туристические людные артерии.

Если сойти с туристических троп, например, в чудесный район Джордаан, то тут уже не найти лавок, людей на улицах очень мало, а ночью освещение так себе.

Несмотря на то, что этот район расположен менее чем в километре от пахнущих дурью (есть мнение, что этот запах от специально зажжённых благовоний, а не всамделяшняя трава) баров, тут нет ни одной неприятной личности, нет банд негров с пушками и всего такого, что непременно полагается городу с легализованной марихуаной.

Весь фокус в том, что в Амстердаме всегда было мало земли и экономили на всём. Проезжая часть в 2 метра шириной плюс два тротуара по метру — обычное дело. Кроме того, планировка самих домов такая, что окна первого этажа находятся на уровне глаз. Примерно треть окон первых этажей не имеют штор, только блюр-плёнку в пол-окна. Вторые этажи чаще всего вообще без всего.

Проходя по узким тротуарам то и дело заглядываешь в чью-нибудь квартиру.

Справедливо и обратное: сидя в своей квартире хозяин видет всё, что творится на улице. А следовательно, любая улица, какой бы она тёмной не была — это хорошо просматриваемая зона, где преступникам не очень комфортно.

Если пройти чуть дальше «садового кольца», начнётся типичный амстердамский спальный сектор. Тут дома поновее, улицы пошире, но идея всё та же: окна на уровне проходящего мимо человека. Причём, мне кажется, правительство специально стимулирует людей жить на первых этажах домов. На эту мысль наталкивает организация парадных.

Это обычная входная группа в жилом 4-этажном доме где-то в районе Адмираленбурт. За двумя дверьми по центру скрывается лестница на второй и последующие этажи, а две двери по бокам — входы в квартиры на первом этаже.

Лестницы наверх — это не наши лестничные марши, построенные по гостами, в которых описана минимальная ширина и уклон. Это довольно крутой трап, к тому же довольно узкий.

Из-за всего этого даже в новых домах под коньками есть крюки для загрузки мебели через окно — по лестнице не пронести. А вот жители первых этажей от этой проблемы избавлены. Отсюда, как мне кажется, складывается большой спрос на первые этажи, а из этого, в свою очередь, следует большое число наблюдающих глаз за улицей и снижение её опасности.

Такой подход с отдельной дверью для первого этажа наблюдается даже в больших многоквартирных домах, построенных совсем рядом с «МКАДом» и за его пределами.

Слева — общий подъезд для второго и выше этажей, а справа — отдельная дверь для квартиры на первом этаже.

Мы с женой ощутили на себе весь кайф проживания на первом этаже спального района в 500 метрах от «МКАДа». Вот наше окно:

Итого: узкая планировка, малоэтажная (3—5 этажей) застройка, первый этаж на уровне глаз, стимуляция проживания на первом этаже помогают снизить ощущение опасности на улице ночью.