Ctrl +  Позднее

В Амстердаме всё спокойно

10 января 2014, 17:10

Несмотря на большое количество злачных мест в центре Амстердама, ходить по его улицам невероятно безопасно и спокойно. Тому, думаю, множество причин, но я заметил одну из возможных — планировка его улиц и особенности быта.

В Амсетрдаме нет как такового старого города, как, например, в Стокгольме или Таллине. Всю территорию города можно условно разделить на две зоны.

Первая, в пределах набережной Нассау. По ощущениям, как Садовое кольцо Москвы, но по масштабу — Бульварное кольцо, диаметром примерно в 3 километра. Вторая, в пределах Амстердамского кольца. Это как МКАД, только размером с ТРК и диаметром в 10 км. Москвичам: представьте, что вы гуляете по Москве в пределах бульварного кольца и ради интереса доходите и пересекаете ТРК — это то, что делал я за несколько дней пребывания в Амстере.

Ещё есть главная улица города, называется Дамрак, плавно переходящая в Рокин. Плюс прилегающие площади. Весь трэш, как это ни странно, именно тут. Тут толпы туристов и так же много кофешопов. Но тут спокойно благодаря тому, что много людей и центр.

Далее начинаются улочки покосившихся домов с сувенирными лавками на первых этажах и квартирами на вторых. Всё настолько компактное, что отойдя на полметра, пропуская инвалидную коляску, можно оказаться в вафельничной или сырной. Тут тоже спокойно, потому что это туристические людные артерии.

Если сойти с туристических троп, например, в чудесный район Джордаан, то тут уже не найти лавок, людей на улицах очень мало, а ночью освещение так себе.

Несмотря на то, что этот район расположен менее чем в километре от пахнущих дурью (есть мнение, что этот запах от специально зажжённых благовоний, а не всамделяшняя трава) баров, тут нет ни одной неприятной личности, нет банд негров с пушками и всего такого, что непременно полагается городу с легализованной марихуаной.

Весь фокус в том, что в Амстердаме всегда было мало земли и экономили на всём. Проезжая часть в 2 метра шириной плюс два тротуара по метру — обычное дело. Кроме того, планировка самих домов такая, что окна первого этажа находятся на уровне глаз. Примерно треть окон первых этажей не имеют штор, только блюр-плёнку в пол-окна. Вторые этажи чаще всего вообще без всего.

Проходя по узким тротуарам то и дело заглядываешь в чью-нибудь квартиру.

Справедливо и обратное: сидя в своей квартире хозяин видет всё, что творится на улице. А следовательно, любая улица, какой бы она тёмной не была — это хорошо просматриваемая зона, где преступникам не очень комфортно.

Если пройти чуть дальше «садового кольца», начнётся типичный амстердамский спальный сектор. Тут дома поновее, улицы пошире, но идея всё та же: окна на уровне проходящего мимо человека. Причём, мне кажется, правительство специально стимулирует людей жить на первых этажах домов. На эту мысль наталкивает организация парадных.

Это обычная входная группа в жилом 4-этажном доме где-то в районе Адмираленбурт. За двумя дверьми по центру скрывается лестница на второй и последующие этажи, а две двери по бокам — входы в квартиры на первом этаже.

Лестницы наверх — это не наши лестничные марши, построенные по гостами, в которых описана минимальная ширина и уклон. Это довольно крутой трап, к тому же довольно узкий.

Из-за всего этого даже в новых домах под коньками есть крюки для загрузки мебели через окно — по лестнице не пронести. А вот жители первых этажей от этой проблемы избавлены. Отсюда, как мне кажется, складывается большой спрос на первые этажи, а из этого, в свою очередь, следует большое число наблюдающих глаз за улицей и снижение её опасности.

Такой подход с отдельной дверью для первого этажа наблюдается даже в больших многоквартирных домах, построенных совсем рядом с «МКАДом» и за его пределами.

Слева — общий подъезд для второго и выше этажей, а справа — отдельная дверь для квартиры на первом этаже.

Мы с женой ощутили на себе весь кайф проживания на первом этаже спального района в 500 метрах от «МКАДа». Вот наше окно:

Итого: узкая планировка, малоэтажная (3—5 этажей) застройка, первый этаж на уровне глаз, стимуляция проживания на первом этаже помогают снизить ощущение опасности на улице ночью.

О множественном числе существительных

30 декабря 2013, 17:55

Вчера, при разборе с иностранцем простой в общем-то темы «множественное число русского языка», всплыла интересная особенность, которую русскоговорящему человеку в повседневном общении сложно осознать.

Можно сказать, что в русском языке есть аж 3 формы множественного числа именительного падежа для некоторых существительных. Ну, две формы можно довольно просто выделить: 2 собаки, но 5 собак. А вот третья форма хитрая и проявляется не всегда. Некоторые слова не различают этой формы: собаки (несколько, но неизвестно сколько) и 2 собаки, форма одинаковая. А есть слова, в которых смещается ударение или даже вовсе меняется форма слова: дома́ (у многих людей есть свои дома́), но 2 до́ма (на улице стояло 2 до́ма); балы (он устраивает балы), но 2 бала (за прошлый год он организовал 2 бала).

Если свести это в таблицу, то получится довольно прозрачная структура:

Форма множественного числа для существительных при числительных 2...4 берётся из родительного падежа единственного числа, а при числительных 5...9 — из родительного падежа множественного числа. А винительный падеж берётся не из именительного, как это положено неодушевлённому существительному, а тоже из родительного.

Выделить логику, по которой слово различает форму обычного множественного числа и множественного числа при числительных 2...4 я пока не смог.

1 склонение
Поляна: поляны — 2 поляны, нет различий
Земля: зе́мли — 2 земли́, различие есть
2 склонение
Солнце: солнца — 2 солнца, нет различий
Село: сёла — 2 села́, различие есть
3 склонение все примеры которые я нашёл, не различают эти две формы:
Ночи — 2 ночи, мыши — 2 мыши

Да, а ещё в некотором случае нельзя использовать родительный падеж единственного числа для существительного при числительных 2...4: два папы двое пап. Хотя две мамы это ок.

Ещё одна забавная деталь связана со склонением слова «много»:

На улице машины — на улице много машин

Что произошло? Слово много изменило падеж слова машины. Не велика проблема в общем-то. Но если просклонять по отдельности слово машины и словосочитание много машин, то выведется другое правило:

Значит, слово много надо ставить в тот же падеж, что и существительное, за исключением именительного и винительного случая.

Если сопоставить первую и вторую картинку, то логика становится очевидной:

То есть слово много, несколько и другие превращают простое множественное число существительного в форму при числительном 5...9.

Вот такое простое множественное число существительных.

Ё

18 июля 2013, 15:42

Наткнулся на статью о ё на грамоте, прочёл там:

Попытка (на наш взгляд, вполне удачная) поставить точку в затянувшемся на 200 лет споре сделана авторами полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006), одобренного Орфографической комиссией РАН. [...] При этом сделана важнейшая оговорка: по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой ё.

Полез искать эти правила, нашёл, но там написано диаметрально противоположное:

По желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой е.

Полный текст действующих правил, регламентирующих написание буквы ё:

Употребление буквы ё в текстах разного назначения
§ 5. Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:
а) в текстах с последовательно поставленными знаками
ударения (см. § 116);
б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в) в учебных текстах для школьников младших классов и
иностранцев, изучающих русский язык.
Примечание 1. Последовательное употребление е принято для иллюстративной части настоящих правил.
Примечание 2. По желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой е.
Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите слов с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.
В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.
Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро, узнаем).
Для указания правильного произношения слова — либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гё'зы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

Правила допускают как последовательное использование буквы, так и последовательное её неиспользование. Правила рекомендуют употреблять ё в некоторых случаях, но нет ни одной строки, где говорится, что в каких-то случаях использование ё категорически запрещено.

Таким образом я убедился: употребление буквы ё — на совести автора. Ни последовательно употребляющий ё, ни последовательно не употребляющий не может упрекнуть оппонента в ошибке.

Писать ё или нет — вопрос стиля и только. Я пишу (по разным причинам, о которых в другой раз) и это совершенно естественно для меня.

О регистрации

17 июля 2013, 18:16

Среди разработчиков есть мнение, что они обязаны следить за безопасностью пользователей, заставляя их совершать те или иные действия, например, при регистрации.

Вместо просторных дверей с ковриком «Вэлкам» они городят ров, который надо преодолевать вплавь, многометровый земляной вал с противотанковыми ежами и узкие ворота переодически поливаемые кипящей смолой. Ради мнимой безопасности и пары ошибок на тысячу регистраций разработчики заставляют страдать всех.

Происходит так из-за того, что сознание многих разработчиков застряло во временах, когда люди не знали правила игры в интернете. Всех надо было обучать и нянчится с каждым.

Рассмотрим каждую преграду на пути нормального пользователя:

Подтвердите пароль

Решаемая задача: защита от ввода неверного пароля.

Почему это решение плохо: ничто не мешает допустить два раза опечатку в пароле. Если пользователь использует один и тот же пароль везде, то его пальцы запоминают пароль до автоматизма. В результате чего пользователь не застрахован о того, чтобы два раза подряд набрать пароль passwird-passwird, опечатавшись из-за быстрого набора. Или другой случай — клавиатура барахлит и кнопка не срабатывает. В этом случае пользовать зарегистрируется с неправильным паролем passwrd-passwrd и даже не узнает об этом. Продвинутые ребята вообще генерят себе пароли или копируют из файликов, поэтому для них подтверждение пароля не нужно совершенно. А ведь некоторые особо заботливые разработчики запрещают в формах копипаст!

Хорошее решение: оставлять поле пароля незасекреченным. Звучит кощунственно, но давайте подумаем о том, в какой среде проходит регистрация. Регистрация — не вход, которой производится в совершенно любой обстановке, например, когда сзади кто-то стоит. Регистрируются обычно в обстановке спокойной, когда никто не смотрит. Поэтому звездить поле не обязательно. По умолчанию поле регистрации должно быть рассекречено и секретиться по желанию пользователя, на случай если всё-таки кто-то может подсмотреть. В этом случае все проблемы с опечатками отпадут сами собой.

Ваш пароль должен...

Решаемая задача: спровоцировать использование более устойчивых к взлому паролей.

Почему решение плохо: потому что разработчик для пользователя, а не наоборот. Пользователь не должен танцевать под дудку программистов и менять свой привычки ради их понимания безопасности. Ведь всем не угодишь: у кого-то «Безопасный пароль» — просто минимум N символов, кто-то хочет цифры в пароле, кто-то заставляет ещё и заглавную букву использовать. Вот и получается, все кому не лень безапелляционно принуждают пользователя к безопасности. Ради этой мнимой безопасности тот вынужден помнить пяток паролей (да, не все пользуются ван-пасвордом). Либо выписывать на листик и клеить на рамку монитора — верх безопасности. Причём нет никакой возможности запомнить, какой пароль от Фейсбука, а какой от Твиттера. Вот и приходится вместо наслаждения сервисом несколько минут перебирать пароли, постоянно получая подзатыльники от разработчика «Пароль не подходит!».

Хорошее решение: рекомендации по безопасности необязательные к исполнению:

Повторите адрес почты

Решаемая задача: не выяснена, предположительно, чтобы не допустить опечатки в адресе почты.

Почему это решение плохо: из-за проблем опечаток, описанных в разделе про подтверждение пароля. Кроме того сама проблема надумана. В отличие от пароля, который скрыт звёздочками, почта не скрыта. Поэтому очень маловероятно, что нормальный человек сможет опечататься. Но разработчики ради этих единичных случаев строят преграды на пути всех остальных.

Хорошее решение проблемы: на этапе активации писать адрес почты, на который ушло письмо с активационной ссылкой, и дать возможность сменить почту на случай, если в адресе опечатка:

Разработчик не должен ничего заставлять, только советовать и предоставлять возможность исправить возникшую ошибку.

Я же сказал

14 июля 2013, 12:18

Люди — невероятно социально зависимые существа. Все очень бояться, что о них подумают хуже, чем они есть на самом деле. Вот несколько, я бы сказал подсознательных, проявлений социозависимости, отражающихся в речи:

Я же просил

У нас в Воронеже очень много «Газелек» — юрких зверьков, которых нужно ловить, выходя на середину дороги, и кричать об остановке, чтобы вовремя сойти на своей остановке. Так вот, если человек сказал «остановите на остановке» (одна из особенностей Воронежа, почти никто не называет название остановки), но водитель не остановился, то от пассажира последует претензия «Я же просил, на остановке». Ах, как же, люди и водитель подумают, что я сам растяпа и зазевался, не объявил вовремя о желании выйти.

Да-а

Ситуация: общественное место, довольно шумно, один человек спрашивает другого о чём-то, второй отвечает, а первый не слышит никакой реакции и спрашивает ещё раз:
— Вы на остановке выходите?
— Да (но первый не слышит).
— Вы на остановке выходите?
— Да-а (или вариации: я же сказал, да)
Это «да-а» есть ничто иное как защита от порицания спрашивающего: вдруг он подумает, что я глухой и не услышал вопроса первый раз.

Какие ещё проявления социозависимости в речи вы знаете?

Оптические иллюзии

11 июля 2013, 0:50

Сегодня наткнулся во Вконтакте на чей-то перепост какого-то паблика:

Меня поразило, что к банальнейшей иллюзии перспективы можно подписать что-то про мозг и собрать кучу лайков. А комменты там вообще лучше не читать.

Я не знаю, может быть действительно где-то на глубоком аппаратном уровне за причиной этого эффекта стоят различия в восприятии одним из полушарий, но написать это в том виде, как на этой картинке, — всё равно что утверждать, будто паровоз движется благодаря электронам вращающимся вокруг ядра.

Почему кажется, что левая башня падает? Всё просто. Наш мозг (оба полушария, я думаю. А может быть левое логическое — не суть) приучен к тому, что всё, что поступает из глаз, должно быть вписано в систему перспективного искажения. Вспомните хотя бы уходящие в даль рельсы или длинный коридор. Все параллельные линии обязаны сходиться в одной точке.

Когда мы смотрим на картинку с двумя одинаковыми башнями срабатывает простейший трюк.

Давайте оставим только одну башню и дадим мозгу разобраться сначала с ней:

Мозг: Ага, вот две на самом деле параллельные линии стен башни, они сходятся, вот точка их схождения и она находится в стороне от центра картинки. Стало быть изображённый на картинке объект наклонён вправо, то есть падает. Понятно.

Затем мозг анализирует вторую картинку, которая по логике находится в том же пространстве, что и первая, следовательно они должны жить в одной системе перспективного искажения:

Мозг: Ага, раз это одна система, значит, чтобы две башни были параллельны друг другу, вторая башня должна сходиться по оранжевому профилю. Но она идёт по зелёному. То есть, эти башни не параллельны. Очевидно, что правая башня сильнее отклонена вправо, чем первая, то есть падает сильнее.

Или левая падает меньше правой, смотря откуда считать.

Но в подписке к картинке сказано, что всё дело в том, что левая и правая часть картинки обрабатываются разными полушариями, в том-то и кроется причина. Окей. Раз падает сильнее именно левая картинка, значит что-то не так с полушарием, отвечающим за левую часть изображения. Это полушарие норовит завалить всё.

Ой, а теперь завалилась правая башня.

Оптические иллюзии основанные на перспективе очень распространены:

Кажется, что дальний слон больше того, что на переднем плане.

Кажется, что дальнее ребро плиты больше ближнего, хотя оно на самом деле меньше.

Даже не нужно рисовать уходящую в даль перспективу, достаточно просто посмотреть на изометрию, чтобы мозг начал возмущаться: «дальнее ребро больше ближнего».

В комменты призываются ребята способные восстановить цепочку «Разные полушария → ... → падает сильнее правая башня».

Идея расширения для браузера

10 июня 2013, 0:08

Проблема: ища квартиру или другой объект на карте чужого города не всегда понятно, далеко ли это от центра или до других объектов. Измененное расстояние проложенного пути тоже не помогает: 1,2 километра — это много или мало лично для меня?

В тоже время каждый человек отлично ориентируется в своём родном городе: от Петровского сада до Утюжка идти 20 минут прогулочным шагом — преодолевается на раз; а от Памятника Славы до Заставы минут 30, если поспешить, — но каждый день так ходить очень некомфортно.

Решение проблемы — наложить на карту неизвестного города карту родного для ориентирования.

Не понятно, далеко ли точка А до ЖД вокала.

Наложили карту родного города. Лучше не стало, так как по предложенному маршруту я никогда не ходил и не ездил.

Подвинем карту родного города. Так уже лучше, расстояние примерно как от нашего ЖД вокзала до Кольцовского сквера — идти минут 30 бодрым шагом.

Йотированные гласные

9 июня 2013, 17:32

В порядке бреда.

Гласные буквы я, ё, ю, е, как известно, соответствуют звукам йа, йо, йу, йэ. Примечательно, что ё хоть и выглядит как е, но к е отношения не имеет, а, скорее, является дочкой буквы о.

Вот и подумалось, а что, если все йотированные гласные обозначать как-то одинаково на основе букв-родителей. Ничего лучше «умлаута» я не нашёл:

Вот так выглядил бы текст с новым обозначением этих четырёх букв:

Прувэт!

Аппендиксы

20 мая 2013, 12:23

Недавно мне довелось прокатиться на гибридном авто. Как и в любом гибриде там был гиковский экран, показывающий распределение усилий между электрическим и бензиновым двигателем, а так же режим работы батареи: на приём или на отдачу. Вы наверняка видели:

Первая мысль была: занимательно. А вторая: а нафига мне, как водителю, эта информация? И третья: а зачем это вообще сделали? Почему обычные авто обходятся одной стрелкой уровня топлива в баке, а гибридам потребовалась такая роскошная индикация?

Ответ — это аппендикс и скоро он канет в лету.

Производители оставляют аппендиксы, когда технология ещё не отлажена и возможен неожиданный для пользователя сбой. Сделав такой экран, производитель снял с себя ответственность. «Ну, водитель, сам следи за тем, чтобы электродвигатель выключился после разгона и не посадил тебя аккумулятор, оставив посреди полей».

Аппендиксы пропадают, как только технология развивается и начинает работать стабильно и предсказуемо почти всегда.

Я покопался в памяти и нашёл несколько примеров исчезнувших и исчезающих аппендиксов:

Помните эти мигающие лампочки (на картинке — внизу). Их мигание сообщало пользователю, что с жёсткого диска что-то считывается и записывается (могу ошибаться в деталях). Компьютеры были слабенькие и частенько висли. «Юзер, видишь, что лампочка не мигает, а горит постоянно — отойди от машины, попей чаю».

Сейчас компьютеры стали быстрее, появились ССД, так что индикация зависания уже не нужна. Компьютер работает всегда и зависает крайне редко, поэтому юзеру уже безразлична индикация обмена данных с диском.

Ещё пример:

Технология кассет была несовершенна и их постоянно зажовывало. Поэтому, нужна была индикация, что всё в порядке, бабины крутятся. «Что, кассету заживало и порвало плёнку? Ну что же ты? Мы же сделали специальные окошки в магнитофоне, чтобы ты вовремя заметил проблему».

Суммируя: аппендикс — это индикация, не помогающая пользователю совершать полезное действие.

Нас окружают аппендиксы, но иногда производители лишь усиливают индикацию, а не решают проблему её возникновения.

Например, пешеходов сбивают на переходах. Вместо борьбы с причиной ДТП — незаметностью пешеходов — акцентируют внимание на знаках:

А последнее время вот так:

И даже так:

Некоторые аппендиксы ещё продолжают существовать из-за неразвитости технологий. Например, индикатор сети и вайфая в мобильном. В светлом будущем сети покроют 100% планеты и будут по умолчанию раздавать бесплатный интернет. Так что индикация просто потеряет смысл. Индикация батареи тоже пропадёт, но не так скоро.

А теперь клуб футурологов: какие аппендиксы известны вам и какой способ их устранения вы видите?

Рисование контурных фигур

6 мая 2013, 0:12

Меня попросили рассказать, как я рисую обведённые фигурки, как в «Гетвеаре».

Вообще, по ссылке выше я использовал бюрошного человечка ради экономии времени. Но, если мне надо было нарисовать подобное с нуля, я действую примерно так:

Ищу фигуру-донора. Например, леонардовского Давида:

Обвожу фигуру: а) если мне нужна векторная фигура для последующего ресайза, то пером; б) если мне нужна полноценная растровая обтравленная картинка, то тоже пером, хотя можно и лассо или стёркой. Аккуратность обводки зависит от целей: а) если картинка будет маленькая, обвести можно полигонально по точкам; б) если картинка нужна большая, то обводить надо аккуратно, двигая усы опорных точек, максимально повторяя оригинал:

Получившейся векторной фигуре задаю стиль слоя «обводка»:

Если у фигуры есть части, перекрывающие другие, и их надо показать, то создаю маску (альт-клик между слоем-маской и маскируемым слоем), в ней обрисовываю необходимые детали, получившемуся слою задаю такой же стиль, как и основной фигуре. Чтобы скрыть лишние линии обводки, закрываю их «заплатками» (показал заплатку красным для наглядности):

В результате получается примерно такое:

Добавляю Давиду трусы. Тоже в маске основной фигуры рисую пером форму трусов. Только фигура теперь не белая, а светло-серая и всё таже серая обводка стилем:

Готово.

Исходник для ковыряния.

Ctrl +  Ранее