Самые комментируемые за месяц

Оптические иллюзии

11 июля 2013, 0:50

Сегодня наткнулся во Вконтакте на чей-то перепост какого-то паблика:

Меня поразило, что к банальнейшей иллюзии перспективы можно подписать что-то про мозг и собрать кучу лайков. А комменты там вообще лучше не читать.

Я не знаю, может быть действительно где-то на глубоком аппаратном уровне за причиной этого эффекта стоят различия в восприятии одним из полушарий, но написать это в том виде, как на этой картинке, — всё равно что утверждать, будто паровоз движется благодаря электронам вращающимся вокруг ядра.

Почему кажется, что левая башня падает? Всё просто. Наш мозг (оба полушария, я думаю. А может быть левое логическое — не суть) приучен к тому, что всё, что поступает из глаз, должно быть вписано в систему перспективного искажения. Вспомните хотя бы уходящие в даль рельсы или длинный коридор. Все параллельные линии обязаны сходиться в одной точке.

Когда мы смотрим на картинку с двумя одинаковыми башнями срабатывает простейший трюк.

Давайте оставим только одну башню и дадим мозгу разобраться сначала с ней:

Мозг: Ага, вот две на самом деле параллельные линии стен башни, они сходятся, вот точка их схождения и она находится в стороне от центра картинки. Стало быть изображённый на картинке объект наклонён вправо, то есть падает. Понятно.

Затем мозг анализирует вторую картинку, которая по логике находится в том же пространстве, что и первая, следовательно они должны жить в одной системе перспективного искажения:

Мозг: Ага, раз это одна система, значит, чтобы две башни были параллельны друг другу, вторая башня должна сходиться по оранжевому профилю. Но она идёт по зелёному. То есть, эти башни не параллельны. Очевидно, что правая башня сильнее отклонена вправо, чем первая, то есть падает сильнее.

Или левая падает меньше правой, смотря откуда считать.

Но в подписке к картинке сказано, что всё дело в том, что левая и правая часть картинки обрабатываются разными полушариями, в том-то и кроется причина. Окей. Раз падает сильнее именно левая картинка, значит что-то не так с полушарием, отвечающим за левую часть изображения. Это полушарие норовит завалить всё.

Ой, а теперь завалилась правая башня.

Оптические иллюзии основанные на перспективе очень распространены:

Кажется, что дальний слон больше того, что на переднем плане.

Кажется, что дальнее ребро плиты больше ближнего, хотя оно на самом деле меньше.

Даже не нужно рисовать уходящую в даль перспективу, достаточно просто посмотреть на изометрию, чтобы мозг начал возмущаться: «дальнее ребро больше ближнего».

В комменты призываются ребята способные восстановить цепочку «Разные полушария → ... → падает сильнее правая башня».

О множественном числе существительных

30 декабря 2013, 17:55

Вчера, при разборе с иностранцем простой в общем-то темы «множественное число русского языка», всплыла интересная особенность, которую русскоговорящему человеку в повседневном общении сложно осознать.

Можно сказать, что в русском языке есть аж 3 формы множественного числа именительного падежа для некоторых существительных. Ну, две формы можно довольно просто выделить: 2 собаки, но 5 собак. А вот третья форма хитрая и проявляется не всегда. Некоторые слова не различают этой формы: собаки (несколько, но неизвестно сколько) и 2 собаки, форма одинаковая. А есть слова, в которых смещается ударение или даже вовсе меняется форма слова: дома́ (у многих людей есть свои дома́), но 2 до́ма (на улице стояло 2 до́ма); балы (он устраивает балы), но 2 бала (за прошлый год он организовал 2 бала).

Если свести это в таблицу, то получится довольно прозрачная структура:

Форма множественного числа для существительных при числительных 2...4 берётся из родительного падежа единственного числа, а при числительных 5...9 — из родительного падежа множественного числа. А винительный падеж берётся не из именительного, как это положено неодушевлённому существительному, а тоже из родительного.

Выделить логику, по которой слово различает форму обычного множественного числа и множественного числа при числительных 2...4 я пока не смог.

1 склонение
Поляна: поляны — 2 поляны, нет различий
Земля: зе́мли — 2 земли́, различие есть
2 склонение
Солнце: солнца — 2 солнца, нет различий
Село: сёла — 2 села́, различие есть
3 склонение все примеры которые я нашёл, не различают эти две формы:
Ночи — 2 ночи, мыши — 2 мыши

Да, а ещё в некотором случае нельзя использовать родительный падеж единственного числа для существительного при числительных 2...4: два папы двое пап. Хотя две мамы это ок.

Ещё одна забавная деталь связана со склонением слова «много»:

На улице машины — на улице много машин

Что произошло? Слово много изменило падеж слова машины. Не велика проблема в общем-то. Но если просклонять по отдельности слово машины и словосочитание много машин, то выведется другое правило:

Значит, слово много надо ставить в тот же падеж, что и существительное, за исключением именительного и винительного случая.

Если сопоставить первую и вторую картинку, то логика становится очевидной:

То есть слово много, несколько и другие превращают простое множественное число существительного в форму при числительном 5...9.

Вот такое простое множественное число существительных.

Йотированные гласные

9 июня 2013, 17:32

В порядке бреда.

Гласные буквы я, ё, ю, е, как известно, соответствуют звукам йа, йо, йу, йэ. Примечательно, что ё хоть и выглядит как е, но к е отношения не имеет, а, скорее, является дочкой буквы о.

Вот и подумалось, а что, если все йотированные гласные обозначать как-то одинаково на основе букв-родителей. Ничего лучше «умлаута» я не нашёл:

Вот так выглядил бы текст с новым обозначением этих четырёх букв:

Прувэт!

Рисование теней

1 мая 2013, 0:15

Меня попросили рассказать, как я рисую тени.

Расскажу про два типа теней от объекта: который лежит на поверхности и который стоит на ней.

Если объект лежит на поверхности и слегка отстаёт от неё, то тень рисуется очень просто:

Для этого я создаю слой под объектом и заливаю его слегка тонированным тёмным цветом (показал на картинке немного криво — сместил объект вверх и влево и сделал его полупрозрачным. Короче, тень точно под объектом нужна).

Далее, беру инструмент размытия и начинаю размазывать границу тени: чем дальше от места соприкосновения объекта и фоновой поверхности — тем сильнее мою.

Готово.

Если объект стоит на поверхности, придётся немного повозиться:

  1. Беру объект, который должен стать на поверхность.
  2. Делаю «острую» ставящую тень. Она делается так же, как и в случае с лежащим объектом. Если у объекта есть массивное «дно», которым он должен стоять, то ставящая тень будет слегка размытой копией этого дна. У меня же объект стоит на носике, поэтому в качестве ставящей тени я использовал пиксельную полоску размытую по краям.
  3. Нужно чуть доработать ставящую тень. Размываю в горизонтальном движении то, что получилось в предыдущем шаге и уплотняю тень в месте стыка с носиком объекта.
  4. Для того, чтобы нарисовать падающую тень, копирую объект, искажаю его, так чтобы он лёг на фоновую поверхность. Беру инструмент размытия и размываю по всё тому же правилу (чем дальше от места стыка с объектом — тем сильнее). Затем стёркой приглушаю тень по краям (чем дальше тень от стыка с объектом — тем она прозрачнее).
  5. Чуть дотюниваю то, что получилось. На этом этапе становится понятно, что ставящая тень слишком далеко убежала от объекта — поднимаю её на пиксель. Также слегка уплотняю падающаю тень в районе носика.
  6. Если объект был цветной, неплохо бы бросить от него рефлекс на фоновую поверхность. Для этого рисую какаую-то ромбовидную фигуру цвета объекта, чуть темнее. Блюрю её Гаусом слегка и пару раз размываю в горизонтальном движении (пару, а не один, — чтобы замаскировать страшный результат фотошопного размытия в движении). Затем настраиваю прозрачность и цвет.

Готово.

Кому интересно узнать больше про рисование интерфейсных элементов, приглашаю на московский курс «Интерфейсы для айфона».

Апп-субботник #3

5 мая 2013, 16:02

Сегодня я решил нарисовать простой лист покупок:

При добавлении новой позиции всё, что после первой запятой оформляется как второстепенная информация. В приложении есть архив листов покупок, для этого надо просвайпить влево. Чтобы добавить новый лист, надо просвайпить вправо:

Если изменить название списка или добавить хоть одну позицию, то лист сохранится. Если этого не сделать, то лист не добавится.

Картинка для пятого Айфона.

Если вы хотите поучаствовать в апп-субботнике, пришлите мне задание на дизайн. Вот тут правила игры.

Рисование контурных фигур

6 мая 2013, 0:12

Меня попросили рассказать, как я рисую обведённые фигурки, как в «Гетвеаре».

Вообще, по ссылке выше я использовал бюрошного человечка ради экономии времени. Но, если мне надо было нарисовать подобное с нуля, я действую примерно так:

Ищу фигуру-донора. Например, леонардовского Давида:

Обвожу фигуру: а) если мне нужна векторная фигура для последующего ресайза, то пером; б) если мне нужна полноценная растровая обтравленная картинка, то тоже пером, хотя можно и лассо или стёркой. Аккуратность обводки зависит от целей: а) если картинка будет маленькая, обвести можно полигонально по точкам; б) если картинка нужна большая, то обводить надо аккуратно, двигая усы опорных точек, максимально повторяя оригинал:

Получившейся векторной фигуре задаю стиль слоя «обводка»:

Если у фигуры есть части, перекрывающие другие, и их надо показать, то создаю маску (альт-клик между слоем-маской и маскируемым слоем), в ней обрисовываю необходимые детали, получившемуся слою задаю такой же стиль, как и основной фигуре. Чтобы скрыть лишние линии обводки, закрываю их «заплатками» (показал заплатку красным для наглядности):

В результате получается примерно такое:

Добавляю Давиду трусы. Тоже в маске основной фигуры рисую пером форму трусов. Только фигура теперь не белая, а светло-серая и всё таже серая обводка стилем:

Готово.

Исходник для ковыряния.

Аппендиксы

20 мая 2013, 12:23

Недавно мне довелось прокатиться на гибридном авто. Как и в любом гибриде там был гиковский экран, показывающий распределение усилий между электрическим и бензиновым двигателем, а так же режим работы батареи: на приём или на отдачу. Вы наверняка видели:

Первая мысль была: занимательно. А вторая: а нафига мне, как водителю, эта информация? И третья: а зачем это вообще сделали? Почему обычные авто обходятся одной стрелкой уровня топлива в баке, а гибридам потребовалась такая роскошная индикация?

Ответ — это аппендикс и скоро он канет в лету.

Производители оставляют аппендиксы, когда технология ещё не отлажена и возможен неожиданный для пользователя сбой. Сделав такой экран, производитель снял с себя ответственность. «Ну, водитель, сам следи за тем, чтобы электродвигатель выключился после разгона и не посадил тебя аккумулятор, оставив посреди полей».

Аппендиксы пропадают, как только технология развивается и начинает работать стабильно и предсказуемо почти всегда.

Я покопался в памяти и нашёл несколько примеров исчезнувших и исчезающих аппендиксов:

Помните эти мигающие лампочки (на картинке — внизу). Их мигание сообщало пользователю, что с жёсткого диска что-то считывается и записывается (могу ошибаться в деталях). Компьютеры были слабенькие и частенько висли. «Юзер, видишь, что лампочка не мигает, а горит постоянно — отойди от машины, попей чаю».

Сейчас компьютеры стали быстрее, появились ССД, так что индикация зависания уже не нужна. Компьютер работает всегда и зависает крайне редко, поэтому юзеру уже безразлична индикация обмена данных с диском.

Ещё пример:

Технология кассет была несовершенна и их постоянно зажовывало. Поэтому, нужна была индикация, что всё в порядке, бабины крутятся. «Что, кассету заживало и порвало плёнку? Ну что же ты? Мы же сделали специальные окошки в магнитофоне, чтобы ты вовремя заметил проблему».

Суммируя: аппендикс — это индикация, не помогающая пользователю совершать полезное действие.

Нас окружают аппендиксы, но иногда производители лишь усиливают индикацию, а не решают проблему её возникновения.

Например, пешеходов сбивают на переходах. Вместо борьбы с причиной ДТП — незаметностью пешеходов — акцентируют внимание на знаках:

А последнее время вот так:

И даже так:

Некоторые аппендиксы ещё продолжают существовать из-за неразвитости технологий. Например, индикатор сети и вайфая в мобильном. В светлом будущем сети покроют 100% планеты и будут по умолчанию раздавать бесплатный интернет. Так что индикация просто потеряет смысл. Индикация батареи тоже пропадёт, но не так скоро.

А теперь клуб футурологов: какие аппендиксы известны вам и какой способ их устранения вы видите?

Апп-субботник #2

28 апреля 2013, 11:30

Вторым донором для апп-субботника по просьбе Сергея Короля стал «Гетвеар».

«Гетвеар» — это сервис, с помощью которого люди заказывают себе джинсы по индивидуальным меркам. Я задизайнил интерфейс снятия мерок:

Приложение должно быть удобно как новичкам, так и продвинутым пользователям. Новички тапают в каждый измеряемый параметр, читают подсказки для снятия верных мерок и вводят значения с клавиатуры. Продвинутые же легко свайпят сантиметровые ленты и быстро выставляют нужные значения. Приложение запоминает все мерки и в следующий раз использует их по умолчанию. При желании всё можно подредактировать.

Макет для просмотра на пятом айфоне (манекена ретинизировать, к сожалению, не успел).

Если вы хотите поучаствовать в апп-субботнике, пришлите мне задание на дизайн. Вот тут правила игры.

Апп-субботник #1

21 апреля 2013, 11:46

В качестве задания для первого апп-субботника я взял приложение Максима Панфилова — путеводитель по Ибице.

Текущее приложение выглядит так:

В приложении есть список ближайших событий, путеводитель с кратким описанием мест Ибицы, календарь событий, карта мест и «консьерж», через который можно заказать вип-стол в каком-то клубе, заказать стол в каком-то ресторане, арендовать какую-то виллу и ещё несколько услуг.
Максим, не понятно, где находятся все эти заведения и как их найти.

Хороший путеводитель должен заманивать потенциальных туристов и развлекать отдыхающих. Поэтому первый экран я решил сделать вкусную фотогалерею, в которой крутятся фотографии мест и заведений, паралельно рассказывая, какие события проходят в этих местах в ближайшее время. Если пользователь приложения уже находится на Ибице, приложение это понимает и подсказывает, как далеко и в каком направлении место с фотографии. Если же пользователь за пределами Ибицы, то приложение показывает погоду в этом месте. Если приложение открыто ночью, то фотографии показываем ночные и про ночную жизнь (клубы, рестораны, вечеринки), если днём — где можно отдохнуть днём (пляжи, кафешки, парки).

Получилось такое приложение:

Картинки для пятого Айфона: ночь, день

Если вы хотите поучаствовать в апп-субботнике, пришлите мне задание на дизайн. Вот тут правила игры.

Идея расширения для браузера

10 июня 2013, 0:08

Проблема: ища квартиру или другой объект на карте чужого города не всегда понятно, далеко ли это от центра или до других объектов. Измененное расстояние проложенного пути тоже не помогает: 1,2 километра — это много или мало лично для меня?

В тоже время каждый человек отлично ориентируется в своём родном городе: от Петровского сада до Утюжка идти 20 минут прогулочным шагом — преодолевается на раз; а от Памятника Славы до Заставы минут 30, если поспешить, — но каждый день так ходить очень некомфортно.

Решение проблемы — наложить на карту неизвестного города карту родного для ориентирования.

Не понятно, далеко ли точка А до ЖД вокала.

Наложили карту родного города. Лучше не стало, так как по предложенному маршруту я никогда не ходил и не ездил.

Подвинем карту родного города. Так уже лучше, расстояние примерно как от нашего ЖД вокзала до Кольцовского сквера — идти минут 30 бодрым шагом.