Самые комментируемые за месяц

Ё

18 июля 2013, 15:42

Наткнулся на статью о ё на грамоте, прочёл там:

Попытка (на наш взгляд, вполне удачная) поставить точку в затянувшемся на 200 лет споре сделана авторами полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006), одобренного Орфографической комиссией РАН. [...] При этом сделана важнейшая оговорка: по желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой ё.

Полез искать эти правила, нашёл, но там написано диаметрально противоположное:

По желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой е.

Полный текст действующих правил, регламентирующих написание буквы ё:

Употребление буквы ё в текстах разного назначения
§ 5. Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным.
Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов:
а) в текстах с последовательно поставленными знаками
ударения (см. § 116);
б) в книгах, адресованных детям младшего возраста;
в) в учебных текстах для школьников младших классов и
иностранцев, изучающих русский язык.
Примечание 1. Последовательное употребление е принято для иллюстративной части настоящих правил.
Примечание 2. По желанию автора или редактора любая книга может быть напечатана последовательно с буквой е.
Примечание 3. В словарях слова с буквой ё размещаются в общем алфавите слов с буквой е, напр.: еле, елейный, ёлка, еловый, елозить, ёлочка, ёлочный, ель; веселеть, веселить(ся), весёлость, весёлый, веселье.
В обычных печатных текстах буква ё употребляется выборочно. Рекомендуется употреблять ее в следующих случаях.
Для предупреждения неправильного опознания слова, напр.: всё, нёбо, лётом, совершённый (в отличие соответственно от слов все, небо, летом, совершенный), в том числе для указания на место ударения в слове, напр.: вёдро, узнаём (в отличие от ведро, узнаем).
Для указания правильного произношения слова — либо редкого, недостаточно хорошо известного, либо имеющего распространенное неправильное произношение, напр.: гё'зы, сёрфинг, флёр, твёрже, щёлочка, в том числе для указания правильного ударения, напр.: побасёнка, приведённый, унесённый, осуждённый, новорождённый, филёр.

Правила допускают как последовательное использование буквы, так и последовательное её неиспользование. Правила рекомендуют употреблять ё в некоторых случаях, но нет ни одной строки, где говорится, что в каких-то случаях использование ё категорически запрещено.

Таким образом я убедился: употребление буквы ё — на совести автора. Ни последовательно употребляющий ё, ни последовательно не употребляющий не может упрекнуть оппонента в ошибке.

Писать ё или нет — вопрос стиля и только. Я пишу (по разным причинам, о которых в другой раз) и это совершенно естественно для меня.

Аппендиксы

20 мая 2013, 12:23

Недавно мне довелось прокатиться на гибридном авто. Как и в любом гибриде там был гиковский экран, показывающий распределение усилий между электрическим и бензиновым двигателем, а так же режим работы батареи: на приём или на отдачу. Вы наверняка видели:

Первая мысль была: занимательно. А вторая: а нафига мне, как водителю, эта информация? И третья: а зачем это вообще сделали? Почему обычные авто обходятся одной стрелкой уровня топлива в баке, а гибридам потребовалась такая роскошная индикация?

Ответ — это аппендикс и скоро он канет в лету.

Производители оставляют аппендиксы, когда технология ещё не отлажена и возможен неожиданный для пользователя сбой. Сделав такой экран, производитель снял с себя ответственность. «Ну, водитель, сам следи за тем, чтобы электродвигатель выключился после разгона и не посадил тебя аккумулятор, оставив посреди полей».

Аппендиксы пропадают, как только технология развивается и начинает работать стабильно и предсказуемо почти всегда.

Я покопался в памяти и нашёл несколько примеров исчезнувших и исчезающих аппендиксов:

Помните эти мигающие лампочки (на картинке — внизу). Их мигание сообщало пользователю, что с жёсткого диска что-то считывается и записывается (могу ошибаться в деталях). Компьютеры были слабенькие и частенько висли. «Юзер, видишь, что лампочка не мигает, а горит постоянно — отойди от машины, попей чаю».

Сейчас компьютеры стали быстрее, появились ССД, так что индикация зависания уже не нужна. Компьютер работает всегда и зависает крайне редко, поэтому юзеру уже безразлична индикация обмена данных с диском.

Ещё пример:

Технология кассет была несовершенна и их постоянно зажовывало. Поэтому, нужна была индикация, что всё в порядке, бабины крутятся. «Что, кассету заживало и порвало плёнку? Ну что же ты? Мы же сделали специальные окошки в магнитофоне, чтобы ты вовремя заметил проблему».

Суммируя: аппендикс — это индикация, не помогающая пользователю совершать полезное действие.

Нас окружают аппендиксы, но иногда производители лишь усиливают индикацию, а не решают проблему её возникновения.

Например, пешеходов сбивают на переходах. Вместо борьбы с причиной ДТП — незаметностью пешеходов — акцентируют внимание на знаках:

А последнее время вот так:

И даже так:

Некоторые аппендиксы ещё продолжают существовать из-за неразвитости технологий. Например, индикатор сети и вайфая в мобильном. В светлом будущем сети покроют 100% планеты и будут по умолчанию раздавать бесплатный интернет. Так что индикация просто потеряет смысл. Индикация батареи тоже пропадёт, но не так скоро.

А теперь клуб футурологов: какие аппендиксы известны вам и какой способ их устранения вы видите?

Апп-субботник #2

28 апреля 2013, 11:30

Вторым донором для апп-субботника по просьбе Сергея Короля стал «Гетвеар».

«Гетвеар» — это сервис, с помощью которого люди заказывают себе джинсы по индивидуальным меркам. Я задизайнил интерфейс снятия мерок:

Приложение должно быть удобно как новичкам, так и продвинутым пользователям. Новички тапают в каждый измеряемый параметр, читают подсказки для снятия верных мерок и вводят значения с клавиатуры. Продвинутые же легко свайпят сантиметровые ленты и быстро выставляют нужные значения. Приложение запоминает все мерки и в следующий раз использует их по умолчанию. При желании всё можно подредактировать.

Макет для просмотра на пятом айфоне (манекена ретинизировать, к сожалению, не успел).

Если вы хотите поучаствовать в апп-субботнике, пришлите мне задание на дизайн. Вот тут правила игры.

Апп-субботники

16 апреля 2013, 22:47

Привет. Я — дизайнер веб-интерфейсов и айос-приложений (в основном Айфон), но так получилось, что, по разным причинам, мне нечем заполнить своё портфолио. Я хочу это исправить, для этого объявляю апп-субботники и мне нужна ваша помощь.

Я решил каждую субботу рисовать по одному приложению. Чтобы не выдумывать себе задание на дизайн, хочу пригласить людей, у которых есть уже есть идеи, а может быть и готовые приложения, нуждающиеся в редизайне.

Чтобы принять участие в апп-субботнике нужно:

  1. В комментариях к этому посту описать идею приложения настолько подробно, насколько это возможно (или дать ссылку на готовое приложение, если оно у вас уже есть). Приложения, в основе которых лежит карта, очень вероятно я не возьму на субботник, потому что не интересно.
  2. По желанию дать референсы того, что нравится.
  3. Быть готовым к тому, что результат субботника и исходное задание будут доступны общественности.

Участие абсолютно ФО ФРИ

Из всех заданий на дизайн, пришедших до субботы, я вибираю одно; в субботу рисую; в воскресенье выкладываю результат в свой блог и на Дрибл.

Бонус: если вам понравится результат, нарисованный по вашему заданию, с радостью нарисую для вас всё приложение целиком. Но уже не фо фри, конечно.

Буду проводить апп-субботники пока есть задания или пока не надоест. Поехали.

Йотированные гласные

9 июня 2013, 17:32

В порядке бреда.

Гласные буквы я, ё, ю, е, как известно, соответствуют звукам йа, йо, йу, йэ. Примечательно, что ё хоть и выглядит как е, но к е отношения не имеет, а, скорее, является дочкой буквы о.

Вот и подумалось, а что, если все йотированные гласные обозначать как-то одинаково на основе букв-родителей. Ничего лучше «умлаута» я не нашёл:

Вот так выглядил бы текст с новым обозначением этих четырёх букв:

Прувэт!

Рисование контурных фигур

6 мая 2013, 0:12

Меня попросили рассказать, как я рисую обведённые фигурки, как в «Гетвеаре».

Вообще, по ссылке выше я использовал бюрошного человечка ради экономии времени. Но, если мне надо было нарисовать подобное с нуля, я действую примерно так:

Ищу фигуру-донора. Например, леонардовского Давида:

Обвожу фигуру: а) если мне нужна векторная фигура для последующего ресайза, то пером; б) если мне нужна полноценная растровая обтравленная картинка, то тоже пером, хотя можно и лассо или стёркой. Аккуратность обводки зависит от целей: а) если картинка будет маленькая, обвести можно полигонально по точкам; б) если картинка нужна большая, то обводить надо аккуратно, двигая усы опорных точек, максимально повторяя оригинал:

Получившейся векторной фигуре задаю стиль слоя «обводка»:

Если у фигуры есть части, перекрывающие другие, и их надо показать, то создаю маску (альт-клик между слоем-маской и маскируемым слоем), в ней обрисовываю необходимые детали, получившемуся слою задаю такой же стиль, как и основной фигуре. Чтобы скрыть лишние линии обводки, закрываю их «заплатками» (показал заплатку красным для наглядности):

В результате получается примерно такое:

Добавляю Давиду трусы. Тоже в маске основной фигуры рисую пером форму трусов. Только фигура теперь не белая, а светло-серая и всё таже серая обводка стилем:

Готово.

Исходник для ковыряния.

О множественном числе существительных

30 декабря 2013, 17:55

Вчера, при разборе с иностранцем простой в общем-то темы «множественное число русского языка», всплыла интересная особенность, которую русскоговорящему человеку в повседневном общении сложно осознать.

Можно сказать, что в русском языке есть аж 3 формы множественного числа именительного падежа для некоторых существительных. Ну, две формы можно довольно просто выделить: 2 собаки, но 5 собак. А вот третья форма хитрая и проявляется не всегда. Некоторые слова не различают этой формы: собаки (несколько, но неизвестно сколько) и 2 собаки, форма одинаковая. А есть слова, в которых смещается ударение или даже вовсе меняется форма слова: дома́ (у многих людей есть свои дома́), но 2 до́ма (на улице стояло 2 до́ма); балы (он устраивает балы), но 2 бала (за прошлый год он организовал 2 бала).

Если свести это в таблицу, то получится довольно прозрачная структура:

Форма множественного числа для существительных при числительных 2...4 берётся из родительного падежа единственного числа, а при числительных 5...9 — из родительного падежа множественного числа. А винительный падеж берётся не из именительного, как это положено неодушевлённому существительному, а тоже из родительного.

Выделить логику, по которой слово различает форму обычного множественного числа и множественного числа при числительных 2...4 я пока не смог.

1 склонение
Поляна: поляны — 2 поляны, нет различий
Земля: зе́мли — 2 земли́, различие есть
2 склонение
Солнце: солнца — 2 солнца, нет различий
Село: сёла — 2 села́, различие есть
3 склонение все примеры которые я нашёл, не различают эти две формы:
Ночи — 2 ночи, мыши — 2 мыши

Да, а ещё в некотором случае нельзя использовать родительный падеж единственного числа для существительного при числительных 2...4: два папы двое пап. Хотя две мамы это ок.

Ещё одна забавная деталь связана со склонением слова «много»:

На улице машины — на улице много машин

Что произошло? Слово много изменило падеж слова машины. Не велика проблема в общем-то. Но если просклонять по отдельности слово машины и словосочитание много машин, то выведется другое правило:

Значит, слово много надо ставить в тот же падеж, что и существительное, за исключением именительного и винительного случая.

Если сопоставить первую и вторую картинку, то логика становится очевидной:

То есть слово много, несколько и другие превращают простое множественное число существительного в форму при числительном 5...9.

Вот такое простое множественное число существительных.